Программа "Школа безопасности"
Российская федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и охрану здоровья граждан. В нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В настоящее время, случаи пожаров, мошенничества и других чрезвычайных ситуаций обуславливают необходимость поиска новых форм оказания помощи, направленной на повышение безопасности жизни пожилых людей и инвалидов, подготовку лиц «третьего» возраста к оперативному реагированию в экстремальных ситуациях.
Обращение к проблеме безопасности человека характерно не только для отечественной, но и для мировой науки. Философскому осмыслению проблемы безопасности посвящены работы Г.В. Бро, М.Ю. Захарова, В.С. Поликарпова и д.р.;Изучением медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности занимались С.В. Белов, А.Л. Михайлов, О.Н. Русак, Л.И. Шершнев и д.р. Психологии безопасности посвящены работы Ю.П. Зинченко и М.А. Котик. Основы культуры безопасности населения исследовали Ю.Л. Воробьев. Р.А. Дурнев, В.А. Пучков.
Обеспечение безопасности – одна из главных задач при решении проблем граждан пожилого возраста и инвалидов. Печальная статистика гласит, что именно они чаще других становятся жертвами уголовных преступлений и мошенничества, несчастных случаев в быту.
В связи с этим с января 2013 года в ГБУ СО РЦ «Доблесть» г. Похвистнево начала реализовываться программа «Школа безопасности для пожилых людей и инвалидов».
Цель программы – повышение уровня безопасности в повседневной жизни для лиц пожилого возраста и инвалидов, проходящих реабилитацию в ГБУ СО РЦ «Доблесть».
Инвалиды, проходящие курс реабилитации в центре «Доблесть» учатся правилам безопасности жизнедеятельности по следующим направлениям:
Приобщение клиентов центра к культуре личной безопасности жизнедеятельности.
Овладение компетенциями здорового образа жизни и безопасного поведения.
Программа «Школы безопасности» реализуется по следующим разделам:
Электробезопасность. Пожарная безопасность.
Юридическая безопасность. «Осторожно, мошенничество!».
Безопасность на дорогах.
Пищевая безопасность.
В процессе реализации программы используются различные формы подачи материала: чтение тематических лекций, демонстрация видеороликов, ролевые игры, инсценировки, дискуссии, разрешение проблемных ситуаций. Задействованные специалисты: психолог; специалист по социальной работе; юрисконсульт. Представим краткое описание содержания программы.
Занятие 1. Тема «Пожарная безопасность»
Задачи:
Обобщить знания о причинах возникновения пожаров.
Отработка умений и навыков поведения при возникновении пожара.
Вопросы для обсуждения:
Причины возникновения пожара.
Правила поведения при пожаре.
Меры профилактики пожарной безопасности.
Ход занятия:
1 занятие
Просмотр видеофильма о причинах возникновения пожара.
Беседа с сотрудником МЧС. Инструктаж по пожарной безопасности.
Отработка навыков экстренной эвакуации.
2 занятие
Краткий экскурс «Из истории огня». Выступление библиотекаря.
Эстафета «Спасение», конкурс «В дыму», эстафета с ведрами «Тушим дом».
Вручение «медалей» за отвагу и смелость.
Устное эссе на тему: «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара».
Занятие 2. Тема «Незнакомец – друг или злоумышленник?»
Задачи:
Отрабатывать правила поведения с незнакомыми людьми.
Профилактика конфликтных ситуаций.
Вопросы для обсуждения:
Бдительность на страже безопасности человека.
Правила поведения при встрече с незнакомым человеком.
Способы выхода из конфликтных ситуаций.
Ход занятия:
Дискуссия о нравственных ценностях: добро-зло, правда обман, доброжелательность – агрессивность.
Правило трех «не»:
Не доверяйте незнакомым людям.
Не садитесь в машину с незнакомцем.
Не выходите на улицу с наступлением темноты.
Инсценирование ситуации «Разговор с незнакомцем».
Занятие 3. «Школа пешехода»
Задачи:
Повторить правила безопасного перехода улиц и дорог.
Познакомить со значением дорожных знаков, их названиями и группами.
Вопросы для обсуждения:
Безопасность пешехода.
Значения дорожных знаков.
Дорожная разметка.
Компетентный пешеход.
Ход занятия:
Просмотр видеофильма из методических материалов МЧС.
Лекция о дорожных обозначениях и дорожной разметке.
Викторина «Угадай дорожный знак».
Практическое задание: «Проложи безопасный маршрут».
Занятие 4. Тема «Здоровый стиль жизни»
Задачи:
Приобщение пожилых людей к здоровому образу жизни.
Расширение элементарных медицинских знаний об охране и укреплении здоровья.
Вопросы для обсуждения:
Жить здорово и жить здорово.
В рабстве вредных привычек.
Здоровый стиль жизни - путь к долголетию.
Ход занятия:
Лекция «Основы медицинских знаний и охрана здоровья пожилого человека».
Дискуссия «Победа над собой. Как отказаться от вредных привычек?».
Устное эссе на тему: «Ассортимент аптеки».
Как видно из содержания программы клиенты центра совершенствуют знания безопасного поведения. Посещая занятия, пожилой человек реализует свою умственную, эмоциональную и физическую энергию, что приводит в дальнейшем к сознательной организации здоровой и безопасной «среды обитания».
Конечная цель программы выражается в самостоятельной реализации людьми сформировавшихся навыков личной безопасности в повседневной жизни. В итоге пожилой человек неизбежно будет стремиться сохранить себя как личность, поддерживать безопасную среду жизнедеятельности.
Вы здесь:
Научно-методическая деятельность Программа "Школа безопасности"